ИСТОРИЯ ХРАМА

История Храма

Сведений о том, что находилось в древние времена на месте села Стрелково не сохранилось. Но косвенные упоминания, так или иначе связанные с этими землями в среднем течение Пахры, позволяют с уверенностью утверждать, что Православная Вера в этих краях зародилась гораздо ранее, чем об этом упоминают письменные источники.  Более подробно об исторических фактах, позволяющих сделать такие предположения можно прочитать в разделе «Васильевский погост и окрестные земли».

Первые письменные сведения непосредственно о селе Стрелково или, как это было принято на Руси, по церкви – Никольском, относятся к  1682 году, когда названное «сельцо на речке Пахре» Московского уезда Молоцкого стана было  вотчиной царского стольника Петра Матвеевича Апраксина. Сельцо в те давние времена  насчитывало всего 9 дворов, а в них  проживало 33 человека.

По древнему  преданию, сооружение  Никольского храма связано с чудесным обретением местными жителями   резного  образа святителя Николая, который приплыл против течения по реке Пахре и остановился напротив  сельца Стрелково. В честь чуда обретения образа, первоначально в сельце была сооружена деревянная церковь, а позже, в связи с ветхостью, деревянное строение было заменено на каменное.

Ряд  источников  указывают, что каменный храм во имя святителя Николая, Угодника Божиего  был построен в 1683 усердием и при поддержке царицы Марфы Матвеевны, урождённой Апраксиной, второй супруги  царя Федора Алексеевича. Косвенным подтверждением этому являлся местночтимый резной образ святителя Николая, находившийся в иконостасе, а также образа  святых Федора Стратилата и Марфы — небесных покровителей царя Федора Алексеевича и царицы Марфы.

Позднее, во времена молодого  царя Петра I, который неоднократно посещал эти земли,  можно предположить, что храм серьезным образом перестраивался, о чем в книге Казенного Приказа за 1702 год имеется упоминание  о храме, как  новопостроенном и еще не освященном. Настоятелем храма, согласно сохранившейся записи, был дьякон Степан Дмитриев: «Августа в 6 день (т.е. 19 по н. ст.) к вышеописанной церкви благословлен в попы из дьяконов Степан Дмитриев».

По документам Патриаршего Приказа, относящимся к 1705 году, строительство храма было окончено и священнику Василию Трофимову был выдан антиминс.

Из этих отрывочных сообщений можно сделать  предположение, что сельцо Стрелково относилось к родовым вотчинам Апраксиных, поскольку к 1754 году село ещё принадлежало графу Федору Андреевичу Апраксин.

Впоследствии, владельцы сельца неоднократно менялись. После победоносной Отечественной войны 1812 года, а если быть более точным, согласно документам за  1814 год, владельцем села являлся  действительный тайный советник, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин(+1817), тот самый, который обнаружил в ризнице Спасо-Преображенского собора Ярославля уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».. Графу А.И. Мусину-Пушкину также принадлежала ещё одна подмосковная усадьба, более известная под названием «Валуево», располагавшееся за усадьбой «Остафьево» князя Петра Андреевича Вяземского.

По- видимому, со сменой владельца села Стрелково в 1814 году  Никольский храм становится приписным к храму Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном неподалеку, в селе Покров – Ризницы. С этого времени история этих двух храмов переплетается и становится общей историей.

К концу XIX века,  в 1893 году,  село Стрелково насчитывало  16 дворов и более сотни  жителей. В октябре названного года в окрестностях   появилась эпидемия  холеры. Ситуация была крайне опасной, вокруг вымирали целые деревни. Местные крестьяне, отчаявшись своим бедственным  положением, вознесли  пламенные молитвы к Всевышнему, Богородице-Заступнице и святому Николаю, угоднику Божиему, после чего совершили  крестный ход вокруг села. Господь услышал молитвы и оградил от напасти,  холера отступила. Можно предположить, что согласно данному обету, крестьяне возблагодарив Всевышнего нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богоматерь за чудесное избавление от эпидемии, вознамерились перестроить и украсить Никольский храм. Поскольку, согласно Историко-статистическому описанию сел Покровского и Стрелково за 1903 год: « 26 сентября 1899 г. состоялось торжественное освещение храма. Накануне было совершено всенощное бдение. На другой день перед литургией было совершено малое освящение с молитвой об обновлении храма. Литургию совершал местный о. Благочинный Николай Евграфович Сироткин, с местным настоятелем храма и пр. духовенством из ближайших селений, при участии диакона и певчих из уездного города Подольска. Вместо причастного стиха сказано было слово о храме местным священником М. А. Порецким. По окончании литургии был совершен молебен пред местно-чтимым образом Св. Николая Чудотворца…»

В начале ХХ века по причине того, что храм был холодным, службы в нем совершались редко, а именно: 9-го мая и 6-го декабря – в дни памяти святителя Николая, на второй день рождества Христова, в день преподобной Ксении, в день празднования Владимирской иконы  Божией матери и в дни празднования памяти преподобного Сергия, Радонежского чудотворца и светильника земли русской.

После  октябрьского переворота, в связи с приходом в 1917 году  к власти богоборцев, Никольский храм был разграблен и затворе. Крест с купола был свергнут, порушена колокольня и трапезная. Церковное имущество, утварь и святые образа были поломаны, украдены или реквизированы новой властью.

В начале 90-х годов XX века  поругание над храмом не только не прекратилось, но  приняло более изощренные и мерзкие формы. Безбожники изрядно перестроили храмовое здание и устроили здесь «новорусский» общепит —  открыли ресторан, который, как правило,  работал  по ночам  с соответствующими тому лихому времени целями. Так, говоря словами евангельскими, «дом молитвы был превращен в вертеп разбойников» (Мф 21,13)

Однако, «Бог поругаем не бывает» и даже у злодеев наступает просветление в грешных душах. Уже к 1999 году храм был очищен от всяческой скверны и хотя находился ещё в  разрушенном состоянии, но в нем начались Богослужения и восстановительные работы.